«Хранители Природы» - волонтёрская сеть школьников, учителей и специалистов, созданная для широкого вовлечения жителей нашей области в наблюдение за Природой своего края и сохранение этого наследия. В сеть входят десятки школ и сотни неравнодушных людей, работающих по Программе школьного экологического мониторинга. 

    Сеть "Хранители Природы" создана Экологической группой "ГИД" и Отделом экологии и охраны природы Центра экологии, краеведения и туризма  как результат многолетнего сотрудничества с множеством школ, учреждений дополнительного образования и культуры, общественными организациями и неравнодушными людьми, прилагающими собственные усилия для развития экологического образования. 

     Программа «Хранители Природы» действует с весны 2004 года и направлена на широкое вовлечение школьников и учителей в исследование и охрану Природы своей местности. Работа по одним и тем же методикам позволяет не только получить сравниваемые результаты наблюдений, но и создать настоящую сеть единомышленников, вместе решающих экологические проблемы области.
За последние три года в акциях Хранителей приняли участие многие тысячи человек, больше ста образовательных учреждений. Проведены десятки семинаров, экспедиций и конференций. 

В настоящее время программа "Хранители Природы" имеет три направления:

 Интернет-страница "Хранителей Природы"

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В 2017 году в рамках Года Экологии в России образовательная сеть «Хранители Природы» получила поддержку от международного проекта «Баренц-Балтийская Программа «Природа и Человек» (BBNPP)  на 2017-2019 гг. для проведения природоохранных кампаний "Молодежь за чистые реки" и "Колодцы без нитратов". Проект BBNP финансируется за счет средств Коалиции Чистой Балтики (CCB). Школы, инициативные группы учителей и учащихся могут присоединиться к проекту, приняв участие в исследовательской и природоохранной работе на малых реках.

В разделе представлены методические пособия для работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках Программы «Хранители Природы», в которой с 2004 г. участвует более 100 учреждений общего и дополнительного образования Калининградской области, а в 2007 г. подключаются дошкольные образовательные учреждения. Предлагаются различные формы деятельности, посвященному миру живой и неживой Природы, проблемам твердых бытовых отходов, основам туризма и краеведения.

Тема «Книга Природы» посвящена знакомству детей среднего школьного возраста с экосистемами своей местности: их разнообразием, особенностями, обитателями и происходящими сезонными изменениями. Это возможно благодаря тому, что мы предлагаем Вам и Вашим ученикам вести «Книгу Природы» весь год – начиная с осени и заканчивая летом. Работая над созданием «Книги», ребята смогут проявить и развить свои самые различные способности. Здесь потребуется вести наблюдения в Природе, работать с литературой и Интернетом, делать рисунки и фотографии, писать очерки и подготавливать большие информационные плакаты, а может быть Вы даже решите снять видеофильм!

Самое начало весны – наиболее подходящее время для знакомства с растениями, произрастающими в вашей местности. В это время их ещё не так много и дети смогут без труда научиться отличать их друг от друга. Наверняка на выбранном Вами для изучения участке в изобилии встречаются такие раннецветущие растения как гусиный лук, лютик-чистяк или ветреница, а по берегам ручья может быть удастся обнаружить болотную калужницу. Обратите внимание ребят на то, что все эти растения – эфемероиды, то есть они цветут очень короткое время, до распускания листвы на деревьях. Интересным заданием будет ведение весеннего календаря цветов, на котором рядом с каждым днём можно поместить изображение зацветшего растения.

Изучать Природу – это значит изучать окружающий нас мир. Как часто мы не замечаем тех, кто живѐт рядом с нами! Земля – это царство насекомых. Их видов насчитывается более 1,5 миллионов – больше, чем всех остальных животных. Давайте вместе заглянем в удивитель ный мир шестиногих! Предлагаем Вам провести увлекательные наблюдения за одним из трѐх насекомых (а можно за всеми!), которые нарисованы на этом листке. Несмотря на то, что они самые обычные, их жизнь таит множество загадок. Для того чтобы увидеть этих насекомых, не надо ехать в лес. Вы можете найти их рядом с Вашим домом – во дворе, в саду, в сквере или парке. 

Большую часть жизни жабы проводят вдали от воды, прячась под брёвнами и камнями днём и выходя на охоту в сумерках. Но с наступлением весны, как только они пробуждаются от зимней спячки, жабы огромным потоком устремляются к водоёмам, где происходит размножение. В этот момент амфибиям грозит серьёзная опасность, ведь часто их путь от леса или луга к пруду лежит через автомагистрали. Но в наших силах помочь жабам спастись от колёс мчащихся машин. Для этого во многих странах люди организуют специальные переходы для амфибий и других животных под дорогами.

Немного можно найти птиц, которые пользовались бы такой известностью, как совы. В последнее время особую популярность этим ночным хищникам придают книги и фильмы о Гарри Поттере, где почтальонами работают не голуби, а полярные совы. Кто такие совы? Внешностью совы достаточно типичные и спутать их с другими птицами сложно. У сов есть плоское “лицо” с двумя огромными круглыми глазами и большим хищным клювом. Тело птицы покрыто нежным пушистым оперением, которое устроено так, что гасит звуки, производимые самой птицей при полете. 

Большая часть ландшафтов Калининградской области представляют собой уникальные природно-исторические комплексы, сформировавшиеся в результате взаимного влияния природной среды и человека в течение многих веков предыдущей истории края. Облик ландшафта и его пригодность для жизни и хозяйствования людей полностью зависит от постоянной заботы со стороны жителей. Устойчивое развитие и благополучие современного местного сообщества невозможно без осознания каждым человеком этой взаимосвязи и собственной исторической причастности по отношению к прошлому, настоящему и будущему своей земли.

Слово «гриб» первым делом ассоциируется у нас с растущим в лесу боровиком или мухомором. Но мир грибов один из самых таинственных и загадочных среди живых объектов на планете. Грибы широко распространены по всему Земному шару и встречаются как на суше, так и в воде. Грибы играют в природе чрезвычайно важную и своеобразную роль. Разлагая органические остатки растений и животных, они активно участвуют в извечном круговороте веществ. Они присутствуют во всех растительных сообществах, принимают активное участие в их жизни, находятся в тесной взаимосвязи со всеми населяющими их организмами.

Каждый год на первых октябрьских выходных сотни тысяч людей более чем в 70 странах мира вооружаются блокнотами и биноклями, чтобы провести время в гармонии с Природой, наблюдая птиц. Мы приглашаем Вас присоединиться к этой инициативе международной организации BirdLife International, занимающейся охраной птиц по всему миру, и Союза охраны птиц России. Наблюдение птиц в природе давно стало популярным среди всех людей независимо от их профессии, поскольку это великолепная возможность отдохнуть от динамичной городской жизни. Вы можете просто прогуливаться в позолоченном осенью парке или вдоль морского побережья и наблюдать разнообразие населяющих наши края птиц.

Проблема мусора (и загрязнения в целом) является важной экологической проблемой. Многие люди считают мусором такой необходимый компонент природы как листву. С развитием городов и необходимых для них дорожных узлов, листва, красивая и такая важная не только для природы, но и для нас, стала мусором. Почему? Да потому что непроизвольно она, перегнивая, создает грязь на дорогах, загрязняя тем самым канализационные стоки. Необходимые документы об уборке листвы существуют, но важным является тот факт, что в них не сказано, каким именно способом нужно убирать опавшую листву.

После летнего сезона, с наступлением холодов, многие птицы стремятся перебраться поближе к человеческому жилью. Всю зиму они будут радовать нас своим звонким голосом и ярким нарядом, скрашивая унылый зимний пейзаж. Природа создала этих птиц устойчивыми к низким температурам, но голод может лишить их этого преимущества. Большинство птиц зимой погибают именно от бескормицы. Но каждый из нас может помочь птицам! А для этого надо лишь смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм. Стоит только одной птице узнать о месте прикормки, как на ее сигналы слетаются пичуги со всех окрестностей - кормушки зимой не пустуют никогда! К кормушкам охотно наведываются синицы, поползни, дятлы, сойки, воробьи и даже вороны и галки.

Лихеноиндикация - группа методик оценки качества воздуха по состоянию лишайникового покрова деревьев. 

Страны Балтийского региона давно осознали, что вода и ветер не признают государственных границ. Поскольку экологические проблемы в настоящее время не могут считаться внутренним делом отдельно взятого государства, развивается сеть международных проектов, нацеленных на будущее региона – на экологическое образование. Одна из таких программ - проект «Балтийское море» (Baltic Sea Project). Проект был организован по инициативе Финляндии в 1989 году в рамках Проекта Объединенных Школ (ASPnet) и финансируется ЮНЕСКО. Одна из программ проекта – слежение за качеством воздуха при помощи биоиндикаторов.

Большинство диких лесных животных ведут скрытный образ жизни. Поэтому наблюдать их в Природе чрезвычайно трудно и удаётся редко. Благодаря хорошо развитым чутью, слуху и зрению млекопитающие замечают человека в лесу раньше, чем он их. С наступлением зимы парки, сады и леса покрываются белым снежным покрывалом. Это лучшее время, чтобы разгадать тайны жизни зверей. Ключ к разгадке – следы. Узнать больше об обитателях леса позволят не только отпечатки, оставленные лапами, но и погрызенная шишка, сломанная сосенка и даже звериный помёт. Это пособие нацелено на то, чтобы помочь школьникам познакомиться с видовым многообразием зверей и образом их жизни в зимний период, развить наблюдательность, интерес и заботливое отношение к миру дикой Природы.

Тема «Книга Природы» посвящена знакомству детей среднего школьного возраста с экосистемами своей местности: их разнообразием, особенностями, обитателями и происходящими сезонными изменениями.

Страница 1 из 2
Партнеры Калининградского детско-юношеского центра
  Калининградский областной институт развития образования Музей Мирового океана Федеральный детский эколого-биологический центр

Калининградский областной Историко-художественный музей 

 Калининградский союз Антропос Виштынецкий эколого-исторический музей Эколого-творческая группа "ЗЕМЛЯНЕ" Экологическая школа  
Союз охраны птиц России    БФУ им. И.Канта Фонд местного сообщества «Калининград» ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» Экологическая группа "ГИД" Федерация спортивного ориентирования Калининградской области Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области Калининградский государственный технический университет Калининградский зоопарк